— А зачем вы свои фильмы озвучиваете? У вас что, микрофона на камере нет? — спросил как-то меня один мой знакомый.
Микрофон на камере шикарный, чувствительный, стереофонический, пушка с регулируемой направленностью. Качество звука не уступает записям на CD дисках.
«Так какого вам еще надо?!» — воскликнет нетерпеливый читатель. И в самом деле, зачем нам лишняя головная боль по озвучиванию своих фильмов, если можно писать живой звук прямо на площадке? Ведь сейчас практически все телевизионные фильмы и сериалы так и снимаются.
Проблема в том, что мне, а иногда и оператору, периодически приходится встревать в процесс съемки и корректировать действия актеров, особенно при съемке откровенных сцен. Рабочий звук на пленке выглядит примерно так:
— О-о-о… О-о-о… О-о-о…
— А-а-х… У-у-х… У-у-у…
— О-о-о… Ой!… О-о-о-й!….
— Оля! Развернись больше к камере! Еще, еще, хорошо. Голову выше, так!
— О-о-о… О-о-о… А-а-а… Ф-ф-с-с…
— Эмоций маловато! Играй естественней! Глаза закрываем… Рот приоткрыт… Дышим, дышим…
— У-у-х… А-а-х… О-о-х…
— Ребята! Из кадра вываливаетесь! Назад!
— О-о-о…О-о-о-й!…
— Где гример? Позовите гримера! У актрисы синяк на ноге надо убрать!
— А-а-а-х… У-у-у-х… Ф-Ф-с-с… У-у-у…
— Сейчас подойдет, позвали уже.
— Давайте, давайте, продолжаем… Не сбавляйте темп!…
Представляю, как бы смеялся зритель, купив фильм и услышав на пленке такие реплики. Но поскольку цель таких фильмов, все-таки, не рассмешить, а возбудить, все посторонние звуки приходится удалять.
Иногда мы ограничивались тем, что вырезали при монтаже все посторонние звуки и реплики, а образовавшуюся тишину заполняли шумами, взятыми с соседних участков пленки. Зрителю и в голову не приходило, что в этом месте, между двумя охами и вздохами актеров раньше находилась громкая реплика оператора или стук упавшего стула.
Но есть еще две причины, из-за которых мы все же предпочитаем озвучивать фильм после монтажа. Первая, это неблагоприятная акустика некоторых помещений, из-за которой слова актеров становятся слабо разборчивыми. А вторая, это желание некоторых актрис, в целях конспирации, изменить не только свою внешность с помощью париков и вычурного макияжа, но и изменить голос при озвучивании фильмов.
Таким образом, на озвучивание фильма я приглашаю не тех актеров, кто снимался в этом фильме, а тех кто свободен и хочет немного подзаработать. Иногда на озвучивание приходят актеры не имеющие ничего общего с нашим жанром.
И вот, наконец, все выстроились перед микрофонами. Каждому назначается персонаж для озвучивания. На монитор выводится видео изображение, и актеры начинают проговаривать написанный на бумажках и предварительно розданный текст. Попасть точно в артикуляцию (т.е., чтобы издаваемые звуки совпадали с движением губ актера) — это проблема не из легких! Иной раз это удается с 5-10 попытки.
Когда же переходим к озвучиванию откровенных сцен, начинается «смех сквозь слезы»! Сначала актеры долго смеются над собой и друг над другом. Издавать звуки «страсти и любви», сидя неподвижно перед микрофоном им кажется уморительным. Насмеявшись вволю, они, наконец, понимают, что смехом много не заработаешь и начинают озвучивать серьезно. Но тут они обнаруживают, что больше 4-5 минут непрерывно они озвучивать физически не в состоянии.
Вы когда-нибудь, задумывались, уважаемые читатели, над тем, легко ли вам стонать и охать, когда вы занимаетесь любовью? «Конечно же нет!» — ответят мне большинство из вас. Это у людей происходит самопроизвольно, не требуя приложения каких либо усилий. Любовью можно заниматься и час и два, и при этом непрерывно издавать сладострастные звуки. А вот теперь, попробуйте поохать на заказ! Ровно через три-четыре минуты у вас закружится голова и пересохнет горло!
Так вот и приходится делать перерывы через каждые 4-5 минут. В течение 15-20 минут актеры отходят, пьют воду или чай, а затем озвучивают очередные 4-5 минут. К концу озвучивания двух 15 минутных сюжетов они ощущают себя, как выжатые лимоны, и мечтают только об одном, как бы скорее покинуть этот «дом пыток»!
Кто ни разу не озвучивал порно фильм, никогда не поймет, почему за озвучивание этих фильмов платят немалые деньги. Кто не верит, что это каторжный труд, пусть попробует вставить в магнитофон любую порнокассету, выключить звук и озвучить выбранного актера в течение 5-10 минут!
Зрителя, в конечном счете, не интересуют наши проблемы с озвучиванием. Ему важно услышать вполне реалистичные звуки издаваемые актерами в откровенных сценах. И если нам это еще не всегда удается, так это только потому, что и озвучиванием должны заниматься профессиональные актеры, которых, к сожалению, у нас еще очень мало. Но от фильма к фильму мы совершенствуем свое мастерство, и я думаю, что вскоре достигнем вполне профессионального озвучивания.